Какая она, Африка?

их заменил креольский, сложившийся в среде бывших рабов на базе французского языка. Французская колония на Сейшелахпросуществовала лишь четыре десятка лет, но культура этой страны оставиламощныйотпечатокнаобразежизниименталитетеобитателейархипелага. И это несмотря на то, что после Францииболее полутора веков островами владела Англия. Африканское смешалось с французским и создало удивительную культуру, свой креольскийязык, своюсистемуверований. Африканское происхождениебольшинствасейшельцевсказываетсяна ихжизниипоныне, и вера многих из них в сверхъестественное является тому примером. Колдовство в большинстве своих форм было завезено на острова из Африки рабами первых французских колонистов и освобожденными на Сейшелах невольниками с арабских доу. Среди рабов могло и не быть профессиональных колдунов, однако в новой обстановке африканцы попытались воссоздать тот институт знахарей, который существовал на их далекой родине. Процессколдовства, снадобьячародеевивообщевсе, относящееся к черноймагии, на Сейшелахназывают собирательно «григри », как и повсюду во франкоязычныхстранах. Происхождение слова «гри-гри» точно неизвестно. Возможно, оно возникло от «Grimoire» — названия книги о заклинании духов, авторство которой приписывают папе римскомуГонорию IV. Однако трудно найтисвязь междукнигойтакого рода иобычаями, которые имеют корни в Черной Африке. Обрядовая же сторона сейшельскоймагиинапоминаетаналогичную практикуна островахКарибского бассейна, в частностивуду. Но каково бы нибыло происхождение этого слова, к действию гри-грина Сейшелахприбегают в случае тяжелой болезни, при защите от дурного глаза, обращаются к колдовствукак к средствуворожбы идажетогда, когданужно выиграть дело в суде илипройти конкурс при устройстве на работу. По мнению американского социолога Бертона Бенедикта, черная магия практикуется в тех сферах жизни, где сейшельцы испы СЕЙШЕЛЬСКИЕ ЧАРОДЕИ тывают наибольшую неуверенность. В условияхрабства, принудительного трудаибесправиязаклинатель на протяжениимногихлет был единственной фигурой, к которой мог обратиться простой человек и которой мог доверить свои личные дела. Церковь же, в которойбольшинствовысшихпостовзанимают белые, сейшельцы и поныне воспринимают как нечто инородное. Еще с 1685 года во французскихколонияхдействовал введенный министром Кольбером так называемый «черный кодекс», согласно которомукаждыйраб долженбылбыть приобщенк христианству. Дело в том, что, хотя формально все рабы на Сейшелах (так жекак ина соседнихМаврикиииРеюньоне) считалиськатоликами, до1832 годана архипелагене былониодногосвященника, и острова оставались вне сферы влияния церкви. С середины же XIX века появились миссионеры, и началось активное соперничество между католической и англиканской церквями. Несмотря на поддержку, которую британские колониальные власти оказывали последней, католицизм имелпреобладающеевлияние: в 1901 году англиканцы среди верующих на Сейшелах составляли 14 процентов, сегодня их доля сократилась почти вдвое… Гри-грина Сейшелахпредставляют некийсубстрат традиционныхафриканскихверований, которыевотрывеотестественнойсреды, в инородном окружении и под сильным воздействием господствующейфранцузскойкультуры подверглись значительнымизменениям. «То, чтоздешниезнахаризаимствовалиизкатолического ритуала, смешалось с языческими обычаями и культами, которые передавались из поколения в поколение, дав в результате такую гремучую смесь колдовства и вудуизма, что с научной точки зрения она едва ли поддается анализу», — писал один миссионер, работавший семьдесят лет назад на Сейшелах. Для европейцев гри-грипредставлялись всего лишь разновидностью черной магии. Система же верований, связанных с ней и имеющих гораздо более широкое распространение, обычно упускалась из виду. [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]