Какая она, Африка?

деиболезнях. Явижутакиесныужешестьлет. Людибудутнаказаны », — говорит он. Однако институт специальных знахарей, или вождей, ответственных за «погоду», в наиболее ярко выраженной форме существовал и продолжает существовать именно у южноафриканских народов. Усоседейловеду — свази— вкачестве«вызывательницыдождя » выступаетмать короля. Обычай, требующийназначения матери- королевы, сохраняетсяипоныне. Ееположениечем-тонапоминает статус таковой в Англии. Только если в Британииродительницаправящегомонарха простоокруженапочетомиуважением, тов Свазилендеза нейзакреплены еще иважнейшие магическиефункции. В этойафриканскойстране мать-королеваназначается, причем порой из числа женщин, которые могут состоять и в весьма дальнем родствес вождем-королем. Ееофициальныйтитул«Индхловукази »— «Слониха». Уже более ста лет за ней прочно закрепилась репутация замечательнойвызывательницы дождя, уступающейтолько Муджаджи. СамымважнымсобытиемвжизнисвазиявляетсяИнквала, или «Праздник первыхплодов». Как отмечаютавстралийскиежурналисты Корали и Лесли Риз, это последнее крупное суеверие, сохранившеесяуюжноафриканскихнародов, ионотожетесно связанос процедуройвызывания дождя. Наэтот праздник к резиденцииверховноговождя— короля свази—совсехконцовстранысобираютсявоинывсвоихнарядныхритуальныходеянияхиисполняютсвященныйтанец. Вжертвуприносятчерногобыка. Одновременнопроисходитинициация молодыхверховныхвождей. Колдуныже, подруководством«индхловукази » совершаютобрядвызываниядождя. Обязательным атрибутомегоявляетсябурдюк, наполненныйморскойводой, которуюнадопринестиизИндийскогоокеана. Завершаетсяритуал тем, чтоверховныйвождьисполняеттанецпереднародомипробуетмаисновогоурожая. Азатемсобравшиесяпьютпивоипляшутвсюночь. КОГДА ПРИХОДИТ ЗАСУХА Как мы видим, танцы и потребление пива являются частью обрядавызываниядождя усовершенноразныхафриканскихнародов. Интересна иещеодна закономерность. Обратимся, например, к снадобьямдля вызывания дождя, которыехранятвкозлиныхрогахзнахаринарода тонга, живущего в Юго-ВосточнойАфрике. Все онитакилииначесвязаны с морем — ракушки, китовыеилирыбьи кости, обточенные волнами деревяшки, водоросли, морские ежи. Вначале эти снадобья жарятся, а потом остужаются морской водой. Когдаготовая смеськладется врог, в ход опять идет жир черной овцы — им заливается все сверху. Мы видим, что различные предметы из моря и сама морская вода входятв состав «дождевыхснадобий» многихюжноафриканских народов, живущих порой даже на весьма значительном расстоянии от побережья. Море как огромный резервуар воды справедливо рассматривается имии как источник дождей. Знаменитый «дождевой доктор» тонга Мантхелу, перенявший мастерство у заклинателей суто и педи, применял для вызывания воды и другие, подсказанные ему костями способы. Так, он собираллистья растения тжеке, мазал ихсмесью из «дождевого рога» и клал под лучи жаркого солнца. Когда листья полностью высыхали, начиналсядождь. Иногда, поегосовету, тонга, чтобыумилостивить небеса, устраивали в засушливые годы рыбную ловлю «тжеба ». Весь клан выходил на высохшие озера и старицы и добывал там в оставшихся лужицах карпа или усача. Мантхелу былудачливым «дождевым доктором». Онсам рассказывал, что иногда из соседних племен за ним присылали даже лошадей и фургоны с волами. Чем же можно объяснить такой успех? Знаменитый охотник ДжонХантер в своем объемистом сочиненииоб Африке заявляет, что дождь, выпавший в 1922 году в пораженной засухой долине Замбези, был следствием магии. «Как можно объяснить подобное явление? Стечением обстоятельств?» — задает Хантер вопрос. Ответ попытался дать большой знаток южноафриканской природы Т.К. Робертсон, заинтересовавшийся способностью людей [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]