Какая она, Африка?

НынешняяМуджаджипервойиз «королевдождя» принялахристианство. И когда к ней обращаются за исполнением ее важнейшей традиционной функции — вызыванием воды с неба, может и отказать, сославшись на то, что дождь — дело Божье и онпойдет, если это будет угодно Богу. Таким образом, в сознании королевы произошлазаменатрадиционногонебесногобожестваКхутсоане — создателя всего сущего, неизвестно куда девшегося впоследствии, — на Иисуса Христа. А если раньше, по традиции, подношения делались «королеве дождя» теми, кто хотел получить от нее столь желанный ижизненно необходимый дождь, то ныне дары следует подносить за сам исключительный шанс видеть Муджаджи и говорить с ней. Обращение к магии с целью вызвать дождь — практика, распространенная не только в ЮжнойАфрике. В той илииной форме обряд «вызывания дождя» встречается у многих африканских народов, живущих в районах, время от времени страдающих от нехватки влаги. Практически лишь зона влажныхтропических лесов, где осадкивыпадают с четкой периодичностью и в завидныхколичествах, не знакома с подобной практикой. Иповсюдуобрядвызываниядождясопровождаетсямассовым праздником. Навосточноафриканском островеПемба, чтолежитупобережья Танзании, вцеляхвызываниядождяустраиваютсябоибыков. Примечательно, что там специальной фигуры «дождевого доктора» не существует, а древние поверья в сознании местных жителей, в большинстве мусульман, соединились с элементами европейской культуры (ОкорриденаПембемыподробно рассказывалиотдельно). Колдуны, ответственныеза«вызываниедождя», являютсявесьма важнымифигурамив жизнинилотскихнародов Судана. В горах Нуба, например, вся традиционная культура местных племен, несмотря на значительные изменения последнихлет, концентрируетсявокругфигуры «куджура». «Куджур»— это«вызывательдождя» племени, проповедник, знахарь и предсказатель в одном лице, а также общественный лидер. КОГДА ПРИХОДИТ ЗАСУХА Представителиплеменингимангсчитают, чтоеслиимнеудастсяпринять участиевцеремонииповызыванию водыс неба, наступитзасуха. Поэтомуподобныйобряд, проводимый«куджуром», считается едва ли не ежегодной практикой. Свои силы над небесами «куджур» объясняет тем, что в него вселился добрый дух, посланныйбогом, чтобывызвать дождь, одержать победунадврагомили болезнью. Иногда, посвидетельствамнаблюдателей, унеговсе«получается » сразу — послеобрядаидетдождь. Причемунгимангвызыватель не получает денег за свои услуги — берет только овощи или козу, но только для совершения церемонии. Один английский журналист описал подобный обряд, проводимый «куджуром» по имениКоренг. Онвзбирается каждую весну на самый высокий пик в округе и втыкает на вершине свое копье в землю. Соплеменникисчитают, что это каменная скала, ипоэтому уже этот его жест выглядит для нихчудом. После этого Коренг начинает взывать к богуо дожде. Людижеиз его племенисобираются внизу, у подножия, чтобы с «мариссой»— местным сорговым пивом — отметить это событие, и танцуют под барабан до самой зари. Несмотряна свою власть наднебесами, дажетакие уважаемые люди как Коренг становятся полноправными «куджурами» нераньше, чемимисполнится50 лет. Дляэтогонадопройтиеще специальный обряд: провести четырнадцать дней в своей хижине в полном одиночестве, а затем возглавить процессию через деревню, при этом принести в жертву 99 коз. В условиях постоянного голода в этих краях и чрезвычайной бедности населения такая жертва выглядит поистине редчайшим и величайшим событием. Причину бедствийпоследнихлет Коренг видит в отходе от традиционныхценностей. «Теперь, в последниегоды, урожайбедный, земля нещедрая и дожди недостаточные. А все потому, что люди стали мусульманами. И эти школы и модернизация. Люди не следуюттрадициям предков, не ходятна реку, чтобы принестивжертву козу. Восне великий «куджур» часто говорит мне о засухе, голо [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]