Какая она, Африка?

шей королевы. Вот как описывалось приготовление такого средства в 1931 году: «После смертикоролевы, сведения о чем хранилисьвсекретевтечениегода, еетело каждыйденьобмывалось, и сохранившаяся грязь сбрасывалась в специально устроенную в землеемкость. Так делалосьдотехпор, покане сходилався кожа, илишь послеэтого тело сжигалось». Затем снадобье помещалось в специальные сосуды и использовалось в церемонии вызывания дождя. Считается, что вызыватель дождя обращается к духам предков, которые и ниспосылают осадки. Особенностью ловеду было лишь то, что таким «вождем» у них оказалась женщина. Возможно, поэтомуряд соседнихнародов обращался к «королеве », чтобы она наслала воду на их земли, считая, что она обладаетбо .льшиммогуществом, чемихсобственныевызывателидождямужскогопола. Любопытноито, чтосамымуниверсальнымсредством платежа, будь тодань, оплатауслугиличто-нибудьдругое, у ловеду издавна было местное пиво. Муджаджи могла собирать облака, висевшие над Драконовыми горами, или сделать так, чтобы дождь выпал над участком одного человека и обошел стороной другой. Кроме власти над облаками, ее сравнительно светлая кожа и бессмертие лишь добавляли ей славы и загадочности. Муджаджи I в 1894 году сменила Муджаджи II. В то время землиловеду ужевошлив состав бурскойреспубликиТрансвааль, ас созданием Южно-Африканского Союза, предшественника нынешнейЮАР, сталииего частью. Однако власть «королев дождя» над ловеду признавалась и правительствами Южной Африки. Когда земли ловеду были включены в бантустан — «самоуправляющеесягосударство », одноизсоздававшихсявгодыапартеидадлячерного населения ЮАР, бабушка нынешнейправительницы, Муджаджи III, удачно воспользовалась моментом. Посколькубелымв бантустанахжить не рекомендовалось, «королева» откупилабольшое количество землиу белыхфермеров. Деньги на эту акцию она собрала, обложив каждого из своихподданных-мужчиндополнитель КОГДА ПРИХОДИТ ЗАСУХА ным единоразовым налогом в 12 рандов (6 английских фунтов по тогдашнему курсу). В результате Муджаджи III стала еще богаче и могущественнее. Нынешняя «королева дождя» унаследовала богатствасвоейбабки. Но вплоть до самого последнего времени в «столице» ловеду, раскинувшейсянасклонегорысредитрансваальскоговельда, мало что изменилось. Показывается Муджаджитолько тогда, когда подданные в сухой период года приходят за ней. Они умоляют «королеву » использовать ее чрезвычайную силу и вызвать дождь. Но частоделонеограничиваетсяпростойпросьбой. Еслиосадковдолго нет, то, чтобы разжалобить «королеву», устраиваются специальные «танцы дождя», называемые«легобатхеле». Делаетсяэтолетом: дескать, приходится плясать, вместо того чтобы работать в поле. На заре, как только восходит солнце, собираются замужние женщины иначинают пляску. В это время старухи нянчат ихдетей, подначивают женщин на танцы и всячески подбадривают их. Движения танца медленные, а сам танец сопровождается боем двух барабанов. Только самые опытные барабанщики могут играть на этих специальных «дождевых барабанах». Причем обязательно, чтобы у нихнезадолго до этого умер кто-нибудь из родственников. Барабанамвторяттростниковыесвирели, чистые, серебряныетона которых, по словам этнографов, присутствовавшихна однойтакой церемонии, создают впечатление колокольного перезвона. Танцы длятсявесьдень, поканесядетсолнце, иквечерутелатанцовщиц становятся совершенночернымиотпылиипота. Свосходом солнца «легобатхеле» продолжаются. И так втечение несколькихдней, до тех пор пока не пойдет дождь. Обряд вызывания дождя тесно связанс культом предков. Поэтомуотсутствиедождя частообъясняют неуважением по отношению к родичам или похоронами, совершенныминепо ритуалу. Тогда, чтобыизбежать засухи, считается необходимымвоздать должноедухам. И опять жеидутзапомощьюк Муджаджи. Приходятсамыеважныеперсоныипросятее: «Людиплачут! Помоги!» Правительницанедовольноотвечает: «Годдолженбылвы [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]