Какая она, Африка?

О перемещенияхнародов по южнойчастиЦентральнойАфрики в Средние века и более позднее время мало что известно. Как эти скудные исторические познания сочетаются с археологическиминаходками? Покачтоне особохорошо. Нобольшинствовидных исследователейсейчас пытаются выделить триосновныхпериода в истории Зимбабве: домономотапский, мономотапский (первый шона) и шангамирский (второй шона). Первый из них подошел к концу в двенадцатом веке, но когда он начался — пока точно неизвестно. Обычно в качестве самого раннего срокауказывается четырнадцатое столетие. Саммерс назвалэтотпериодвременемлюдейА1 родезийскогожелезноговека, которые научились использовать и обрабатывать железо, — это умение, как и они сами, скорее всего, пришло с севера. Они селились там, где позднее начали строить дома из камня. Возможно, эти народы были первыми говорящими на языках банту жителямиРодезийского плато. Современный народ сото называет своих предков батонга, и есть некоторые основания полагать, чтоониибылитойнахлынувшейна юг раннейволнойвеликого переселения народов, которые вместе с железом ипрочимивещами дали рождение предшественникам современного местного населения большей части материковой Африки. Когда они появились, к какому именно расовому типу принадлежали, насколько напоминали поселенцев Каламбо раннего железного века, вытеснили ли они, к примеру, людей, создавших «культурный слой» в Зимбабве или образовали его сами, — все эти вопросы остаются без ответов, и найти их в принципе невозможно. Нопритоклюдей, восновномссевераилисеверо-запада, продолжалсястолетиями. Примерно в двенадцатом векелюдиплемени шона, великие первопроходцы большей части Африки южнее Сахары, отправилисьиз Замбезина юг изанялиЗимбабве. Археологам они известны под названием людей B1 родезийского железного века, и их владычество над Зимбабве, очевидно, продлилось до 1450 года. Затем они во главе с вождем титула Мванамутапа (Мономотапа) объединили большую часть Южной Родезии и зна КАМЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ ЗИМБАБВЕ чительнуютерриториюМозамбика. Заэтимпоследовалифеодальные войны. Южные правители отправились прочь, основав свою собственную империю, возглавляемую человеком, титулованным ШангамиреилиМамбо. Этиправителистроиливпечатляющиекрепости и каменные поселения в Налетали, Дхло-Дхло, Регине, Кхамии другихместах. Еще южнее, за Лимпопо, другие ветви того же народа — розви и венда — заняли Мапунгубве и соседнюю местность. Вскоре после 1500 года эти южные вожди перестроили сооружениявБольшомЗимбабве, предположительно, увеличивих, иэтот облик восновном сохранился до нашихдней. В 1834 году завоеватели нгуни пришли с юга на север и разрушили это государство, потревожив спокойствие южной цивилизации почти так же, как северныекочевники, разрушившиекогда-тоболеедревнююинестоль развитую технически культуру «азанийцев» в Восточной Африке. Краткая история завоеваний может ввестив заблуждение кого угодно, если понимать ее слишком буквально. То, что известно о прошлых сообществах — а Мапунгубве пролил на это достаточно света,— показывает, чтонесуществовалоэтакоймеханическойпоследовательностинародов, полностьюсменявшихдруг друга. Было нечто большее, чем смена одной мощной правящей группировки другой. Каждыйвождь иего воины завоевывали, побеждали, оставались жить на захваченныхземлях и, без сомнения, беря в жены женщинизместного населения, быстросливалисьспобежденным народом. Несмотрянаточтоправлениеосуществлялосьразличнымичужаками, в поселениях на южном плато Родезии и соседних с ней стран, вероятно, непрерывно шлисоциальные процессы. Возможно, еслиупотреблять археологическиетермины, племена ярко выраженного ненегроидного типа постепенно сменились людьми-негроидами. С точки зрения социологии эти медленно развивавшиеся народы родезийского железного века прошличерез устойчивый процесс роста, физическое воплощение которого выражалось, по нашей оценке, в развитииархитектуры. Если взглянуть с экономи [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]