Какая она, Африка?

Этот вердикт, сделанный первым квалифицированным археологом, исследовавшим руины (болеетого, онбылпервым, ктоуважительноотнессяккультурнымслоям), сторонники«финикийской» гипотезы встретили с изрядной долей раздражения и неприятия. Бушевалитакиеспорыитщательноскрывалисьнастольковзрывоопасныеполитическиеирасистскиенамеки, чточетверть векаспустя Британская ассоциация, пославшая в АфрикуРендэлла-Макивера, отправила туда и вторую экспедицию. Она была доверена умелымрукамдоктораГертруды Кейтон-Томпсон, чейотчет «КультураЗимбабве » сизящностьюипрозрачностьюалмаза, так жекак исвыдающейся археологическойпроницательностью, подтвердил то, что ранее сказал Макивер. Эта и поныне классическая работа английской археологической школы сегодня остается если не последнейинстанциейвсужденияхоЗимбабве иего башнях, тонеобходимым проводником для всякого, желающего понять сей предмет в деталях. «Прианализевсехсуществующихобъектов, собранныхнаучастках, — заключает Кейтон-Томпсон, — все еще не было найдено ниодного предмета, не связанного по происхождению с банту ине датировавшегося бы Средними веками». А чуть дальше исследовательницадобавляет: «Я определенно не могусогласиться счасто повторяемым и компромиссным предположением, что Зимбабвеисходныес ним строения былипостроены местнымирабочими подруководством«высшей» чужойрасыилиженаблюдателя». Без сомнения, могло присутствовать и внешнее влияние: коническая башняможетбытьрезультатомимитацииарабскихминаретов, увиденныхна побережье Индийского океана, тогда как лепнина вдоль окружающихстенможетиметьсвоихмусульманскихпредшественников (как это имело место на руинахгорода десятого века Каракходжа в Китайском Туркестане). Но строители при этом были африканцами, игосударство, ккоторомуонипринадлежали, былотакже африканским. Эта версия происхождения Зимбабве выдержала все серьезные возражения с тех пор, как ее выдвинула Г. Кейтон-Томпсон. КАМЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ ЗИМБАБВЕ Всветепоследнихсвидетельствона, очевидно, подлежитпересмотру только по двум пунктам. Радиоуглеродный анализ показал, что самая ранняя из возможных дат начала строительства относится ко времени, предшествующемуевропейскомусредневековомупериоду, а тип людей, начавших тут свою созидательную деятельность, — согласно находкам костей в Мапунгубве, что можно использовать и для исследований в Зимбабве, — мог отличаться от говорящихнаязыкахбантународов, построившихпозднейшиездания, чьи прямые потомки так хорошо известны теперь. Если и они насамомделе отличалисьтакже, каквМапунгубве, тоэтиотличия проявлялись в более выраженной смеси готтентотов и негроидов, чемта, чтонаблюдаетсяуговорящихнабантународовпозднейшего времени, и от этого они были не менее родными Африке… Обширные выводы, сделанные Кейтон-Томпсон более полувека назад — так же как и до нее Рэндэллом-Макивером и другими учеными, работавшими в этой области, уже после нее, к примеру, Саммерсом,— основываются на разнообразных материальных свидетельствах: накитайском фарфоре, поддающемся датировке, на бусахиз ИндиииИндонезии, которые тоже до некоторойстепениподдаютсядатировке, инапрочихпредметах, ввезенныхиздругих стран. Кроме того, учитывалось возможное направление эволюции местного каменного строительства, которое медленно продвигалосьотконцепциихижиныизглиныисоломыкимитациионой в камне, а уже оттудак высоким строениям Зимбабве. Этоне противоречит тому, что известно о традициях и религии народностей банту. Вполне возможно, что они с успехом использовали то немногое, чемупортугальцысмоглинаучиться уафриканскихиарабских «прибрежных» путешественников. «Вцентреэтойстраны, — написал, полагаясьнаслухи, деБарруш в 1552 году, — находится квадратная крепость, каменная снаружи и изнутри, построенная из огромных глыб, и не видно, чтобы они соединялись между собой раствором. Стена имеет ширину 575 сантиметров и не очень высока по отношению к ширине. Над дверью этого здания сделана надпись, которую некоторые маври [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]