Какая она, Африка?

тоже росла с годами. Сверху люди громоздили глиняные и каменные постройки, сосредоточенные то тут, то там и становившиеся с развитиемремеселиторговливсеболеемногочисленными. Ихвлияниераспространялось натех, ктоотправлялсянапобережье, аих странные рассказы долетали до морских держав Европы, заставляя ученых мужей в библиотеках думать, что наконец-то найден престол самого пресвитера Иоанна, легендарного правителя внутренней Африки. Этиисториибылиприукрашены, но, еслипоразмыслить, нетак уж сильно. Не будучи пресвитером Иоанном из затерянного христианского мира, Мономотапа был религиозной фигурой отнюдь не нищенского ордена. Он не являлся правителем всей внутренней Африки, но, без сомнения, был главой феодального государства, объединявшего разныеплемена, чейавторитет в период расцвета правленияпростиралсяназемли, чтобылиненамногоменьше, чем Мали, унаследованныйегосовременником КанкойМусой. Егодвор не сиял великолепием дворов Священной Римской империи или Англии эпохи Плантагенетов, а его слуги были безграмотны. Но в глазахлюдейтоговремени, покрайнеймере, вАфрикеивЕвропе, онвыглядел богатым ипредставительным. И, есливеритьзаписям, европейцытакдонегоинедобрались. Из внешнего мира сюда не попадал никто, кроме торговцев, получивших особое разрешение, и путешественников с побережья — африканцевиарабов, неоставившихпослесебя никакихписьменныхследов. Образ жизни внутренней цивилизации, ее боги и обычаи, учения, верования и общественное развитие вращались исключительно вокруг своейсобственнойоси. Онидостиглибольшого развития, но не осуществилиреволюционного разрыва с традицией. Нанихне влияливнешниекультуры, которые моглибы оплодотворять культуру местную, принося хорошие результаты. Но истинное величие достижений этих южных строителей лучше всего мерить степенью изолированности, в которой они пребывали. КАМЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ ЗИМБАБВЕ Копи царя Соломона? Когда европейцы впервые увидели Зимбабве, они не поверили, чтопредкизнакомыхим африканцев — «туземцы», чьюземлю они изучалии готовились захватить, были способны построить эти каменные стены имассивные здания. Старатели, охотники, первопроходцы — всевоспринималиЗимбабвеипохожиеразвалины, окоторыхвремяотвременидокладываликакостранномчуде, воздвигнутомвнеизвестном, но, очевидно, отдаленном прошлом, в стране, где люди строили только из глины и соломы. Лишь Фредерик Селоус, мудрейший из них, позднееутверждал, чтоафриканцысохранилисвоеискусствокаменного строительства, пусть дажевупрощеннойформе, ещевконце девятнадцатоговека… НоостальныесоглашалисьсРендерсом, странствующимохотником. Он увидел Зимбабве в 1868 году и придерживался о нем невысокого мнения. ИлисМаухом, немецкимгеологом, достигшим Зимбабве в 1872 году иобъявившим по возвращении, что он явно творение рук цивилизованных людей античности — подобных европейцам первопроходцев в этойзабытой земле. «Эта крепость на холме, — говорил Маух, — без всякого сомнения, была копией храма царя Соломона на горе Мории, тогда какогромноестроениевдолине — «Эллиптическоездание»— также, несомненно, было копией дворца, где царица Савская останавливаласьвовремя пребывания вИерусалимев Х векедон.э.» Крассказам этого путешественникамалочтобылодобавлено, пока в 1890 году британская колонна из Бечуаналенда, вставшая лагерем в семидесяти милях от Большого Зимбабве, не встретиласьсвеликолепиемэтогосероговеликана, возвышающегосясредиуединенностихолмистойсаванны. Столкнувшисьснародом машона — его они сочли совершенно диким, — первопроходцы, по крайней мере, те, кого заботили не только их непосредственные цели, с легкостью поверили версии Мауха о происхождении Зим [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]