Какая она, Африка?

окружают длинный комплекс центральных зданий, изобилующих колоннами. Изобретательноспроектированныестроениябылизакрыты от солнечных лучей и являлись местом досуга в век, когда осуществлялся переход от древнего камня и бронзы к железу — период, ставшийзакатомДревнегомира, который, наверное, исам страдал от приступов меланхолии, предчувствуя перемены и нависшие над ним перевороты… Многовековотдалилицариц, правившихвМусавварате — Аманирену, Аманишактете, Налдамаку, Аманитере, от основателей их династии, так жекак королева Виктория былаотдалена от Гарольда Саксонского. Но вовремена расцвета Мусаввараты уже близок был конец кушитского величия. Триумф Куша Куш был африканской цивилизацией, многое позаимствовавшейувнешнего мира. В трестахпятидесяти километрахот МусавваратавысятсяхрамыНага, наиболеесохранившиесяизвсехруин того же периода. Тут, в Нага, на задней стене Львиного храма был высечен четырехрукий трехглавый лев-бог, возможно, отдаленно связанный с индийскими или карфагенскими культами, а может быть, с той древнейшей Африкой, что «даровала Египту богов». В полусотне шагов, вполне вероятно, в то же время жители Нага построили еще один, малый храм. Археологи осторожно назвали его«беседкой»— всвоембеспорядочномсмешениистилейонужасен, но в нем заметен римский прототип. Кроме этих святилищ, чьи одинокие силуэты оживляют пустынную линиюгоризонта, свойвкладв историюцивилизации, чтоповсей вероятностибыла явным африканским синтезом идей, позднее распространившихся во всем мире, вносят и другие здания. Всякий, кто пройдется по Хартумуине поленится поднятьсяпо ступеням на первый этаж музея, увидит, к примеру, металлический горшочек — по форме определенно китайский. Около тысячи лет эта суданская цивилизация Среднего и Верхнего Нила была основным африканским ВЛАСТИТЕЛИ ЮЖНОЙ ГРАНИЦЫ центромобменастилямимышления, верованиямиитоварами. Древниймир не сомневался взначимостиКуша. Вконцеконцов, именнокушитскогосановника встретил и окрестил «на дороге, идущей из Иерусалима в Газу», апостолФилипптогда, когда распятие было еще делом недавнего прошлого, — это обращение в веру было с триумфом вписано в Деяния Апостолов. «И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Эфиопской», — одной из тех богоподобных цариц, что правили Кушем из защищенного колоннами мира Мусавварата- эс-Сафры — «хранительвсех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалимдляпоклонения, воз-Бронзовая статуя правителя вращался и, сидя на колеснице Куша своей, читал пророка Исаию». Придворный-христианинвМусавварате-эс-Сафре? Записибезмолвствуют. Они или потеряны, илиеще скрыты под песками пустыни. Примерно за шестьдесят лет до этого Куш нарушил римское спокойствие в Египте. Кушитские войска совершили набег на острова Филэ и Элефантину на южной границе, установленной Августом, и одержали победу над тремя наемными когортами, размещеннымиздесь для защиты приграничныхтерриторий. Египетский наместник Петроний привел туда десять тысяч пехотинцев и восемь сотен конников, чтобы восстановить свою власть в регионе. Они преследовали кушитов к югу до их прежней столицы Напаты, расположеннойвверховьяхдонгольскогоразлива, захватилиираз [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]