Какая она, Африка?

на угощение уходитвесьурожайсемейного поля. Чем знатнеебыл покойник, тем больше гостей, тем больше пива надо для «дамана », тем дольше носят траур... Французского этнографа поминало все племя. За две луны до начала церемонии юноши ушли в саванну собирать дерево и травы, апотомвдеревняхзакипеларабота: делалимаскиибраслеты, сплетали травяные юбки, красили парики. Под вечер, надев угловатые самодельные траурные обновки, подпоясавшисьбелымикушаками, посвященныеначалина окраине деревни медленный нескончаемый танец. Под ритмичное уханьебарабановизвивающаясязмейкойцепь танцоровотправилась в скалы. Туда, где на голойплощадке установлена громадная глыба камня — «Амма-гину»— Дом бога. Здесь, перед алтарем, всю ночьпродолжаласьсвященная пляска, видеть которую разрешено немногим — лишь тем, кто принят в мужское братство племени. Догоны провожали душу ученого к Амма, высшую тайну которого они открыличужому человеку, да к тому же европейцу. К утрутанцоры вернулись в деревню. На пыльнойплощади возобновились печальные пляски. Многочисленные гости уже расселись на циновках. Пир длился до вечера. В косыхлучах предзакатного солнца малыши поднесли предводителю танцоров дары: кувшины просяного пива, блюдо риса, связку вяленой рыбы, немного соли. Впоследнийразпустиласьвдольдеревнивереницатанцоров, поливая землю пивом и посыпая зерном. Все мужчины и женщины устремилисьвслед. Каждыйчеловекдержалв рукахглиняныйчерепок. Шествиенаправилоськюжнойоколицеселения, потомучтодухи умершихживутгде-тодалекокюгуотстраныдогонов. Отчаяннобубнили барабаны. Выстроились в ряд, каждый зашвырнул как можно дальшесвойчерепокибезоглядкипустилсянаутек... Душаусопшегоученогопереселиласьвдомдогонскогобога. Передкапищемвсю ночь стояли горшок с просяным бульоном и кувшин пива — пусть душа человечьяотпразднует свое переселение... Прошло девять лет. В Париже под редакцией Жермены Дитерленвышлаперваячастьсобранныхфранцузскимиэтнографамипре «БЛЕДНЫЙ ЛИС» ДОГОНОВ даний— «Бледнаялиса», космогонический миф догонов. Книга былатщательнопрокомментированаГриолемиегоученицей. Но запределамиузкогокругаспециалистов она не вызвала интереса. Впрочем, работа и не была предназначенаширокойпублике. Однако десять лет спустя Хижины догонов нередко появиласьдругаякнига. Выпус украшены орнаментом, тилееЭрикГеррье, астрономиз содержащим сюжеты из прошлой Марселя, страстныйлюбитель жизни племени археологии и этнографии. Наблюдаязапервымишагамичеловекаполуннойповерхности, Геррьевспомнил, чтокогда-точиталнечтопохожее. Толькогде, вкакомфантастическомромане? Памятьзаработалаипривелавнеожиданное: «Бледнаялиса»! Первоевисториичеловечестваприлунениеживонапоминалоописаниевдогонскоммифеприбытия «ковчегаНоммо», аследыастронавтоввызываливпамятислед меднойсандалииНоммо. Геррьеперечиталмиф, разыскалболеераннююработуГриоля «СуданскаясистемаСириуса». Астрономапоразилисодержащиесявэтихработахсведения. Онибылиобычныдляэтнографа, записывающегомиф, иневызывалиунегочрезмерногоинтереса, но астрономы, видно, нечастозаглядываютвработыгуманитариев. Космогоническаясистемадогоновудивительносовпадаласновейшимитеориямиигипотезами! ГриольиДитерленстарались как можновернее, какможнообъективнеепередатьпервичныйматериал. Ихвовсенеинтересовалпростойвопрос: откудаудогонов такиезнания? АГеррьезадалеговпервуюочередь. ОнвстретилсясЖерменойДитерлен. ОченьскороГеррьеубедился, чтопочтеннаядама-этнографимеетсамоеприблизительноепредставлениеокосмическихполетах. Астрономоблегченно вздохнул. Отпадалважнейшийупрек, которыйскептикимоглиад [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]