Какая она, Африка?

кого искусства, самое интересное у этого племени — его духовная культура. Его удивительностройныемифы. Его — дапозволятнам это выражение — «теория мироздания». Странная «бледная лиса» Догонов насчитывается триста тысяч. Не самая маленькая и не самая крупная африканская народность, за пределами узкого круга специалистов мало кому известная. Когда-то, лет за тысячу до наших дней, они жили в верховьях Нигера, в области Мандэ, самом центре древней империи Мандинго. Тогда их жилища усеивали склоны гор Курула. В этот горный район догоны, как говорят ихпредания, попалииз области Дьягу, откуда Нигер начинает свой извилистый путь к океану. Переселение за переселением, смешение с другимиплеменами — вот вкратце вся ранняя история догонов. В середине десятого столетия до Мандэ — родины догонов тоговремени — докатиласьволнаислама. Натискеебылнетакуж силен, словно растеряла она силу в безлюдье Сахары, и люди отказалисьпринятьновую религию. Одно издогонскихплемен — ару отправилось вниз по Нигеру искать новую родину. Постепенно все родичиперебрались в районплато Бандиагара, вытеснив оттуда к концу XIII века прежних жителей — племя теллем. Тогда-то, в эпоху переселения, и зародилось деление догонов на четыре племени: дьон, ару, оно идомно. Посколькукаждоеизнихдобиралось до Бандиагары своим путем, то и селилось оно отдельно от других, в своем собственном районе. Теперь все переменилось: нередко представители различных племен живут в одной деревне, но прежняяобособленностьсохраняется. Впрочем, общениюнередкопрепятствует языковой барьер: разговорныйязык догонов, «дого-со», делится на множество диалектов, порой разительно отличающихсяодинотдругого. Общимостаетсятолькоритуальный«сиги-со» — архаичныйипонятныйтеперьужелишьпосвященным — языкзнахарей и колдунов, язык жрецов древней религии, язык «бледной лисы». «БЛЕДНЫЙ ЛИС» ДОГОНОВ «Бледная лиса»— маленький светлорыжий зверек, которого догоны считают своим прародителем, водится в изобилии в их горах. «Бледная лиса» в свое время умела говорить на языке «сигисо » ирассказала догонам их мифы. Два этнографа Волею исторических судеб догоны, как и большинство суданскихнародностей, вконцеXIX векаоказалисьподфранцузскимвладычеством. Им приэтом до некоторойстепени «повезло»: колонизаторы не слишком-то жаловали их труднодоступный засушливый край. Может быть, оттого Бандиагараисталаэтнографическим заповедником. Дорогу в эти места проложил в начале века лейтенант колониальных войск Луи Деплань. Культура «дикарей» его не интересовала, но, составляя их список, он отметил догонов. Открывателем этой культуры для европейцев надо считать Марселя Гриоля. Ему было чуть больше тридцати, когда в составе Транссуданской экспедиции он попал в Бандиагару. К тому времени в Европе уже хорошо знали африканскую скульптуру: ритуальные и культовые статуэткиизбронзы, слоновойкости, черногодерева. Молодогоученого привлекла иная сторона духовной жизни африканцев. Едва лине первымизевропейцевонзанялсяизучением ритуальныхмасок. Тщательнодопытывалсядосмысловогозначенияцвета, декора, орнамента — каждойлинии, каждоговыступанамаске. Онподружилсясомногимизнатокамидревнихобычаев: Оготеммели, Оньонлу, АкундьоДоло, сожрецами — МандаизОросонго иНоммоиз Нандули, иещемногимидругимидогонами. «Нашиотношениябыли подлинносердечными», — напишетмного летспустя ЖерменаДитерлен, верная спутница Гриоля. Экспедиции отправлялись одна задругой. Стараяськакможно полнеепознакомитьсясжизньюдогонов, Гриоль приезжал к ним и в сезон дождей, и в жару, когда в выжженной безжалостным солнцем стране становилось трудно [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]