Какая она, Африка?

Кто эти люди, наследники пастухов рогатого скота периода быка? Вероятно, это прямые их потомки, живущие в многочисленных поселениях, и наше незнание скорее стилистическое, нежели этнографическое. Действительно, таинственные люди продолжают рисовать быков и коз, но меньше, чем в предыдущую эпоху. Они рисуют «загоны », похожие на те, что имелись в былые эпохи, сцены «бесед» праздных женщин рядом с «загонами», или как их назвал аббат Брей, — «интимныесцены», сцены охоты, красивыхлучниковит.п. Композиции (в предыдущую эпоху они или статичны — сидящиелюди, иличастостоящиеперсонажи) теперьизображенывдвижении, как и в сценах охоты периода бубала, с видом огромных дьяволов, разбегающихся вовсе стороны. А гдеже новинки, оправдывающие наш «лошадиныйпериод»? Прежде всего стиль изображения персонажей становится откровенно геометрическим с тенденцией удлинения фигур. Эти силуэты с тонкойталиейиквадратнымиплечамистранным образом напоминают фигуры греков на вазахв национальном музее Афин. Головы больше не выделяются: их заменяет «стержень», перпендикулярный к горизонтальной линии, изображающей плечи. Более того, многие персонажи вообще не имеют головы. Художественная условность или религиозные мотивы? Встречается и некое подобие копья вместоголовы. Что это — маска, шлем? Женщиныизображенытакжесхематично, новменьшейстепени, чем мужчины, они все же сохраняют гармоничность линий. Среди других новинок — одежда: больше нет рисунков обнаженныхмужчин или женщин. Представители сильного пола охотно носят нечто вроде коротких туник, сильно приталенных, а иногда длинный широкий плащ. В других случаяхпоказаны туники, оставляющиеплечоголым. Уженщин длинныеприталенныеюбки, иногда расширяющиеся книзу. Тревожнаянотка: едвадопустимыевэпохубубалавойныздесь уже занимают прочное место. Колесницы и в основном круглые щиты и копья. Сцены с группами лучников: люди преследуют уже НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ не антилопу, а других своихсобратьев. «Загоны», изображенные с помощью множества концентрическихкругов, — это кругибойниц, больше похожих на укрепленные точки, чем на мирные хижины. Как и другие народы, которые их опередили, наши пастухи открывают для себя лязг оружия: онивойдут в историю! В своихпоследних фазах геометрический стиль становится все более условным. Например, «молящийся» тип — персонаж с двумя поднятыми руками и согнутыми и разведенными ногами, — это уже чистая графика, которая покроет скалы Сахары вплоть до Атласа. Пришло время и для другого открытия: письма. В это время появляются первые напоминающие алфавит значки — предтеча письменности современных туарегов. Мы покидаем доисторическиевремена! Период верблюда И вот на сцене появляется другое животное, приспособленное для жизни в сухих районах лучше лошади: верблюд, а на самом деле дромадер. Он пришел из Азии и был завезен в Египет после персидского завоевания в 525 году до н.э. В эллинскую эпоху он уже многочислен в Египте, хотя еще и не завоевал свое сегодняшнее положение. Но уже начинают говорить о верблюжьих караванах, пересекающих пустыни Аравии и Ливии. Но их распространение по Киренаике, МагрибуиСахареидет долго: ссылкина верблюдовпоявляются всечащев I векедон.э., но толькопримерно в началепервого христианского векаонистановятся обычнымисевероафриканскими животными. Отметим, что параллельно продвижению вдоль средиземноморского побережья верблюд появляется в Нубии, затем в Судане и Чаде. Именно благодаря ему путешественникам, торговцамичиновникамудалосьсравнительнобыстродостичьудаленных от любой цивилизации районов центральной и южной Сахары. Наскалахтамдосихпоррисуютвсадников, сидящихна бредущих верблюдах, а быки уже больше не встречаются. Это исчез [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]