Какая она, Африка?

скажем, в Агадесе? Чинить его будет или какой-нибудь «самоделкин », илисам водитель, конечно, приналичиизапчастей. Еслижес местаполомкинельзязаказать новыезапчасти, томашинууженевозможно использовать, она технически мертва. Вдоль сахарских дорог можно встретить много таких обломков. В Европе же любая неисправность была бы только временным неудобством. Вот и колесницы создавали те же проблемы. Таким образом, можно предположить, что эпоха их в пустыне была короткой. Места находок появляются как бы мимолетно, хотя и поражают воображение тех, кто их видит. Мы не верим в «коммерческие трассы» древности, на которых красивые и легкие колесницы выполняли роль полицейских машин наших дней! И все же… Былобы проще, еслибы мы не знали, какого уровня цивилизации достигли ливийцы. Благодаря Геродоту нам известно, что их упряжки были достаточно надежными для путешествий по пустыне. Знаем мы и о развитии гарамантов, надолго задержавшихся в Сахаре. Что же касается троп, то надо отметить, что в течение последнего тысячелетия до христианской эры они не были такими уж сложными, какими мы видим их сегодня. Климат тогда оставался все еще влажным, лошадей можно было исправно кормить: эра верблюда здесь еще не настала. Итак, проблемы, поднятые колесницей, далеки от понимания. Для того чтобы решить их, необходимопреждевсего составить каталог сотен гравюр и рисунков, найденныхв пустыне. Затем классифицировать изображения по стилям илипо типам. Уже описаны возницыколесниц, ихвооружение, силуэты, предметы, которыеони держат илиносят, формы дышла. Учитывая окружающую натуруи происхождение рисунков, были, естественно, обособлены колесницы, запряженныебыками: онинавернякаимеютместное, средиземноморское происхождение и связаны с цивилизацией быка. Можно липослевсего этого считать окончательно приемлемой карту «дорог», по которойездиликолесницы, созданную некоторыми авторами и соединяющую отдельные районы? Пожалуй, стоит НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ пока воздержаться от последних выводов. И все-таки мы можем допустить мысль обольшейстепенипроникновения эгейскойкультуры в Африку. Ведь надо также учитывать и тот факт, что авторы картин и гравюр могли создавать свои произведения только там, где поверхность скал и само их наличие позволяли им творить… А былилискалы обязательно связаны с дорогами, по которым ездили колесницы? Тут приходит на ум такой ответ: в мирное время легчебылоездить по открытымпространствам, авсмутноевремя выбирать горныедороги! Но как доказать, что колесницы ездили не только по ним? Как узнать: местный творец или иностранный наблюдатель создал то или иное произведение? Одно кажется нам доказанным: здесь был необходим металл, без него колесницы не былиспособны покрывать большиерасстояния, да еще по пересеченной местности. Период лошади Наравне с колесницами в нескольких изображениях часто появляются лошади; и не только в упряжке — по две, реже по четыре, но и как отдельные животные. Дикиелошадиизвестнылюдямсдревнихвременпокостям, найденным при раскопках. В период неолита были созданы картины и гравюры с изображением этихживотныхна воле в Тассили, Феццане, Тибести и в горахАтласа. Известно, что одомашнены они были позднее, только в начале второго тысячелетия до н.э. в Азии и появилисьвпервыевЕгиптевовремявторжениягиксосов, где-томежду средним иновым царствами (около 1700–1600 гг. до н.э.). Затем онивошлив классическую иконографию Нового царства. Срединашихнаскальныхизображениймынаходимфигуркилошадей с всадниками, имеющими геометрический профиль, типичный для средиземноморских народностей. Но эти рисунки малочисленны. Одомашненная лошадь не становится частью сахарского пейзажа, пустыня наступает… [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]