Какая она, Африка?

В любом случае все устройство повозки передано очень схематично: ось, соединяющая два колеса с шестью спицами в каждом, инастил. Отнегоотходятдвадышла, заканчивающиесядвойным ярмом на шеелошадейинапоминающие ярмобоевыхколесниц Египта эпохифараонов. Правит этим сооружением один человек, всегда стоя. На другихрисункахколеса боевыхколесниц имеютвсегочетыреспицы, адышласоединеныперекладиной — единственным ярмом для всей упряжки, но на настиле стоят два человека: возница и вооруженный воин… Сразузаявим: некоторыепопыткидоказать, чтоколесницуможно построить без единойметаллическойдетали, являютсяопасной утопией. Колесницы, запряженные быками, ездили медленно, их колеса былиболее мощными. Повозкиже с колесами на спицах, с кабинкой или без нее, запряженные 2—4 лошадьми, создавались не для медленной езды: они должны были выдерживать тряску, удары о камни. Как минимум, их ободья должны были быть из металла, и мы не видим причин, почему другие детали не изготовлялись из железа. Аргумент, приводимый обычно противниками теории колесниц, говорит о рахле — знаменитом верблюжьем седле, не содержащем ни единого элемента из металла. Но «рахла» — это седло, а вес человека относительно невелик. Действительно, имелиськолесницынадеревянныхколесах. Но, повторяем, то были скорее всего повозки, запряженные быками, существовавшиевюго-западномсектореСахары. Ониприсутствуют всего на нескольких наскальных изображениях. Это типичная африканская повозка, и пастухи из Тассили уже были знакомы с нейдо «летящего галопа», — она традиционна ине имеет отношения к нашим колесницам, запряженным лошадьми. В самом деле, преодолениепрепятствийколесамизависитотдвухфакторов: веса самой конструкции, ее водителя и скорости ее перемещения. Значения этих двух элементов здесь намного выше, чем в случае колесницы с быками. Колесница с деревянными колесами, едущая по каменистой пустыне, не выдержит и пяти километров, она непременно сломается. Сама идея такой простой повозки уже тупи НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ Колесницы чрезвычайно редки на наскальных рисунках, особенно такие, у которых специалисты могут разглядеть детали повозок и колес ковая, таккакдеревянноеколесососпицами, котороемывидимна некоторыхизображенияхикоторое не имеет никакихукрепляющих металлических деталей, долго не протянет... Не похожи эти колесницы и на древнеегипетские. Тогда откуда же они взялись? И еще вопрос: с какой целью сахарские жители эпохи неолита илискорее ихпотомкимогли использовать этиповозки, еслидоказано, что они предназначены в основном для войн? Прежде всего, где они могли их раздобыть? Если бы археологам случайно удалось найти такое место посреди Сахары, где за 1500 лет до н.э. люди умели строить такие колесницы, чей силуэт заставляет думать обЭгейском мире, окритскойцивилизации, то, вероятно, нам осталось бы еще что-то кроме рисунков и гравюр. Ни металл, ни изделия из него не производят без соответствующей инфраструктуры, сопровождающей цивилизацию. Специалистов по сахарской доисторической эпохе поражает то, насколько редок металл в Сахаре. Не то чтобы онсовсем отсутствовал, но онтам очень рассеян, даже если принять во внимание тот факт, что кочевники или обитатели оазисов находили очень мелкие кусочки металла и использовали их в домашнем хозяйстве. [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]