Какая она, Африка?

литсяутверждать, чтоего интерпретацииобъективны?! Например, картина, изображающая треугольниксбольшимиточками, окруженныйтем, чтоможно квалифицировать как три«головы-кегли»? Рядом на коленях стоят два персонажа. Один из них держит топор. «Легенда», по мнению аббата, гласит: «Интимная сцена рядом со спящими детьми»! Когда в одной из круглых клеток изображены горшкиикувшины, а рядом женщина разбивает на своем жернове неизвестныйпродукт, томожноподуматьоприготовлениипищиили о перемалываниизерен. Но редко удается пойти дальше. Можно попытаться найти в изображенных картинах оставшиеся веками нетронутыми благодаря древним традициям африканских народов другие похожие действия. Такойспособ был испробовансенегальцем АмпатеБа. Нужнопризнать, чтовэтом есть толк, так как предметы получают свое название, действия точно квалифицируются, существование некоторых поз перестает быть непонятным. Требуется глубже изучать этнографию племени народов, например фульбе, которые, по-видимому, «ответственны» за эти рисунки. Апокаприходитсядовольствоватьсявесьмасмутнымиинтерпретациями… Что, например, представляют собойпредметы в формеполумесяца, которыемы наблюдаем вмногочисленныхдомашних сценах? Отметимтакже, насколькоискусствопастуховдинамично, оживленно. Жесты занимают большое место в графике: ко всему прибавляются утонченность черт, яркость красок, неподражаемый стиль… Внутри«этажа» пастуховрогатогоскотаученыепопыталисьстилистическивыделитьнесколькофаз. Нодалековэтомделенепродвинулись. Удалось только кое-что сделать в алжирской и ливийской зонах Тассили и в соседних районах (знаменитые городища Сефар, Джаббарен, Тадрарт Акакус). Так, выделена «средняя пастушеская фаза», восходящая к очень раннимпериодам (около 5500 г. дон.э. вАкакусе). Она является современницей последних охотников. Это главным образом типылучниковсосредиземноморскимпрофилем, головыихпокры НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ты неким подобием беретов. Явно присутствуют негроидные элементы и многочисленные стада быков. Силуэты наших пастухов удлиняются, тяготеют к геометризму эпохи лошади. Больше всего споров до сих возникает по поводу так называемых «круглоголовых». Чтоэто — независимаягруппа, предшествовавшая пастухам, или, быть может, современницапоследнихохотников? Согласия в трактовке нет. Даже здесь существует своеобразное разделение мнений: «архаичные» нарисованы по одному контуру, или в одноцветных плоскостях, или же носят фигурные маски, другие рисунки «поновее»— это полихромная живопись, с изображением негроидных типов и очень редко — быков. Повторим, что такое разделение взглядов далеко от совершенства и не всемиподдерживается. Итак, «круглоголовые». Мы видели, что в эпоху охотников граверыэфиопскойфауныужематериализовалисверхъестественные силыввиделюдейвмасках, вероятнеевсего «колдунов». Этиперсонажи ассоциируются с двумя типами сцен: один — изображающий охоту, другой — плодородие. И те и другие задевают религиозную идею и культы. Первые наскальные гравюры дают нам весьма неточное указание на время прихода в Сахаруэтоймифологии. Надо признать, что с веками она все больше обогащается. У каждой эпохи будут свои особенности, и это не единственная заслуга наскального искусства, оставившегонам столь беспокойныйпантеон. Конечно, не всегда удобно относить какие-либо изображения к хронологически определенному«этажу»: онипростоне вписываются всуществующие временные рамки. Но «люди с круглой головой», наши замечательные «астронавты», кажутся современникамипастуховкрупногорогатого скота. Частохудожники, посвятившиевремя италант этому странному вроде бы «малеванию», выбирали укрытие под скалойилипещеры, чтобыраскраситьстены. Стехдавнихпорздесь ничегонеизменилось. Мощьнаскальныхизображенийволнуетвсех зрителей, хотя и не содержит слишком много сцен магических ритуалов, ритуальных оргий, неизвестных жертвоприношений. Ни в [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]