Какая она, Африка?

прямона местелюдьми, участвовавшимив изображенныхсценах, исегодняоченьволнительнооткрывать, докакойстепениэтилюди близки нам. Человеческиетипажиможноразделитьнатригруппы. Первая — мужчина, странным образом похожийна современного. Другойнаводит на мысли об эфиопах — грациозных, длинноногих и гибких. Третий — чистыйафриканец. Конечно, мы должны допускать водной и той же расе большие морфологические вариации, но ведь существует некий средний тип, служащий нам в качестве эталона. Здесьтакого нет. Наоборот, создается впечатление, что речь идет о трехразных типах. В какой мере первые два их них различны? Ответить трудно. Современные фульбе, считающиеся их потомками, до сих пор хранят любопытныелегенды итрадиции, не позволяющие отнести ихк чистым африканцам. Многие исегодня сохраняют черты эфиопскойрасы, чтоне позволяетотнестиихк истинночернымплеменам. Можно предположить что, начиная с этой эпохи, пастухи быкообразных, живущие в пограничной зоне, имели контакты с населением юга и что некоторые фракции таких настоящих африканцев жили в симбиозе с этими людьми племени лугов. Пастухинаселялисуданские горы в более поздние времена по сравнению с художниками эфиопской сауны. Если приписать им одну и ту же прародину, то, значит, они были представителями одной расы, но жизненные условия должны были значительно измениться, и, кнашемустыду, мыдосихпорнеможемопределить, что из предметов быта кому принадлежало. Тем более что и теперь невозможноразграничитьпоследовательныеволнылюдей, пришедших в Сахару с востока: именно одна из таких волн принесла с собой в пустыню искусство разведения скота, что очень интересует историков. Дает ли нам какую-то информацию об этой проблеме зоология? Самые древние гравюры изображают только одно неоспоримо одомашненное животное: собаку, вероятно африканскую борзую, — единственноеизображенноеживотное, имеющееафрикан НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ скоепроисхождение. Известнотакже, чтооченьчастобольшойбык фигурирует средиостатков костей, найденныхприраскопкахмест, принадлежащих к более древнему времени, чем период пастухов. Если когда-нибудь появилась бы возможность найти и датировать участок, гденаходилисьбыостаткикостейбыковсдлиннымирогамиилиафриканскогобыкаибыкаскороткимирогамирядом стассилийскими фресками, то можно было бы наконец получить дату появления иэтихфресок иначала одомашнивания быка. Но такая работатольконачинается, имыдосихпорнеимеем данных, необходимых для детального зоологического изучения. Что касается быков, то наскальные рисунки пастушьей эпохи воспроизводят их в изобилии. Мы находим их везде на огромных пространствах Северной Африки. Но такую распространенность можнообъяснитьналичиемпастбищвцентральныхсахарскихмассивах. Травянойпокров — верноеотражениеклимата, иэтимобъясняется факт, что Адрар был более заселен на севере, чем на юге. Но такая интерпретация оспаривается картинами, замеченными почти в сердце этих бесплодных и негостеприимных земель. Может быть, есть смыслискать причинывозникновения рисунковгдето еще, например, — в строении гор, которым пастухи быкообразныхотдавалипредпочтение? Не все долины легкодоступны. Впрочем, наскальная гравюра и живопись требуют скал, и не любых, а тех, где художник способен найти вдохновение. Один факт представляется очевидным: условия, необходимые для развития неолитических народностей, мало помалу деградируютмеждушестымиконцомвтороготысячелетия. Очевидно, ухудшениеклимата, вызванноеуменьшениемколичествадождей, ощущается прежде всего в долинах, на самых низких высотах. Поэтомужизнь уходит вгоры. Следовательно, можно заключить, что раз не существует значительныхследов пребывания пастухов с быкамивне гор, то они единственные моглидать животным траву, в которой те нуждались. Заметим, чтовысотасыгралатужерольввыживаниивСахаре до наших дней и некоторых пород лавра, оливок и винограда. [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]