Какая она, Африка?

вполне возможно, хотя перенос наших современных понятий на представления людей, живших несколько тысяч лет назад, не совсем научен. Очевидно, что в графических и живописных наскальных сценахотраженыпредставлениядревнихомифахиосверхъестественныхсилах. Тогда картины сразустановятся понятными. Не остается никакихсомнений в их характере, инам понятны проблемы, заботившие авторов рисунков. Речьидетоплодородии. Ритуальнаяжертваприноситсянетолько для того чтобы охота, рыбалка или любое другое занятие, от которого зависит жизнь группы, были удачными: жертвоприношение адресуется источникам этой жизни. И в наше время уже не запрещеносмотретьправдевглаза. Надопонятьреальностьсцен, позволяющихобъяснитьотношения, существующиемеждужизнью и плодородием посредством сексуальности. Примитивная сексуальность. Наши обитатели неолита констатируют исчезновение воды и животных, которыми они питаются нарушением воспроизводства. ТогдачерезсексобращаютсякВысшемуСуществу. Именно его молят о вмешательстве. И вот становится очевидным, что эти яркие изображения являются самой высокойформойрелигиозной общности простых людей, населявших Сахару 5—6 тысяч лет назад. Говоря о сахарском наскальном искусстве, часто употребляют термин «графизм». Это означает, что выгравированное или нарисованное послание является формой общения. Подчас это больше, чем просто сочетание условных значков, через которые мы выражаемсвоимысли. Ненадозабывать, какбылисозданыалфавиты. Любой рисунок, любая гравюра, любая живопись — это настоящеесообщениеотом, чтопытаетсяпередатьнамавтор. Даже в наши дни туареги, проходя через ущелья Тиратимина в районе Иммидира, частооставляют отпечаткисвоихсандалий, являющихся их визитной карточкой. Мы должны иможем расшифровать наскальныеизображения. Пусть это будет субъективно. Потребуется много времени, чтобы НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ прийти к согласию по этому поводу, тем более если мы примем во вниманиесклонностьнекоторыхархеологовверитьвчудеса, — это часто усложняет поиск. Период бубала Известно, что самые прекрасные произведения почти всегда являются самыми древними, и этому есть простая причина: художественноевыражениетесносвязаносэкономическимбазисом. С появлением первых людей неолита плодородные земли Сахары вполне моглиобеспечить ихсуществование. Современемвсерезкоизменится. Результатомстанетускореннаядеградация — отспособа самовыражения до полного исчезновения этой формы искусства. АнриЛот, которому мы обязаны наилучшейпопыткойхронологическойклассификациинаскальногоискусства, предложилназвать всенаиболеедревниепроизведения«периодомбубала», или«охотников ». Речьидетопрекрасныхнатуралистическихгравюрах, изображающих обширную фауну, называемую «эфиопской» и включающую слонов, носорогов, гиппопотамов, жирафов и крупных быков. Этот список нужно дополнить целым «кортежем» мелких животных: крокодилом, страусом и так далее. Лот также приобщает сюдавсерисунки, посвященныемагическим ритуалам. Некоторые из картинна этутемустализнаменитыми. Онив основном изображают человека, вырядившегося в зооморфную маску, иногда с надетымнаголовуголовнымубором — похожимнате, которыеносилигерманские ландскнехты XV века. Нет сомнения, что этот человек — служитель культа, так как онвсегдаизолированот окружающейего группы. Этагруппа может состоять иизживотных. Известна одна очень красивая гравюра, где «колдун» тянет за собой без видимых усилий носорога. Животное лежит на спине. Оно было убито во время охоты этим человеком. Назидательный характер сцены бесспорен. Но она — не единственная, связанная с магическими ритуалами. Существуют, например сюжеты, изображаю [...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125]